Создание условий для сохранения здоровья обучающихся

«Создание условий для сохранения здоровья обучающихся»

№ Мероприятия Стр.
1 Анализ ситуации 2
2 Динамика показателей здоровья учащихся школы 2
3 Распределение учащихся по группам здоровья 3
4 Уровень физического развития учащихся 3
5 Использование педагогами здоровьесберегающих технологий 5
6 Программа «Создание условий для сохранения здоровья учащихся школы» 5
7 Программа действий по реализации цели и задач. Календарный план. 7
8 Проект: Создание Центра «Здоровья», осуществляющего медико-психолого-валеологическую поддержку субъектов образовательной практики Школы инновационного предпринимательства и городской Школы бизнеса. 12
9 Приложение 1: Диагностика психологических условий школьной образовательной среды 14
10 Приложение 2: Результаты итогов проведения Всероссийской акции «За здоровье и безопасность наших детей» 22
11 Приложение 3: Психолого-педагогический мониторинг 24
12 Приложение 4: Программа «Динамическая перемена» 30

Анализ ситуации

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.
Здоровый образ жизни пока не стоит на первом месте среди потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если школа и родители научат детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять здоровье, личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет здорово и развито не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Исходя из этого, педагоги, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами, должны планировать свою работу с учетом приоритетов сохранения и укреплении здоровья всех участников педагогического процесса.
Модернизация российского образования направлена на создание благоприятных для здоровья учащихся условии обучения и воспитания. Предполагаемая программа базируется на понимании образования и здоровья детей и подростков как фундаментальных основ полноценного и гармоничного развития ребенка в соответствии с его физическими возможностями.
Согласно ст. 51 закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся, поскольку физическое здоровье является одним из предпосылок формирования ЗОЖ. Однако нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.
В последние годы уровень заболеваемости школьников повысился. По официальным данным Минздрава России, число здоровых подростков едва достигает 10%. Каждый четвертый подросток имеет пограничные нервно-психические отклонения. Среди старших школьников число курящих достигает 70%, число систематически употребляющих алкоголь — 30%. Катастрофически растет число подростков, принимающих наркотики. Различные формы нарушений репродуктивного здоровья имеют 20% девушек-подростков, 73% детей имеют нарушения психических функций. Ежегодный прирост болезненных учащихся в Томской области — 10—14%, 60% детей испытывают высокий уровень тревожности. В то время как предыдущие поколения школьных оздоровительных программ были ориентированы на предотвращение инфекционных заболеваний, в настоящее время они в значительной степени уступили место новым «болезням»: оскорбления, насилия, рискованное сексуальное поведение, психологические и эмоциональные расстройства и т.д.

Динамика показателей здоровья

Общие данные по заболеваемости учащихся

Период Виды заболеваний
Органы зрения Опорно-двигательная система Нервная система Эндокринная система
2005-2006 95 человек 71 человек 3 человека 14 человек
2006-2007 69 человек 46 человек 5 человек 10 человек
2007-2008 64 человека 49 человек 4 человека 13 человек

Таким образом, мы наблюдаем довольно высокий уровень заболеваний:
• Костно-мышечная патология – 10 %
• Снижение остроты зрения – 14 %
• Лор-заболевания – 9,3 %
• Заболевания ЦНС – 1,5 %
Необходимо отметить стабильность уровня заболеваемости, и даже снижение его.

Распределение учащихся по группам здоровья

1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
2005-2006 28 человек 429 человек 115 человек 4 человека
2006-2007 33 человека 411 человек 102 человека 3 человека
2007-2008 46 человек 404 человека 91 человек 1 человек

Распределение по группам здоровья в 2007 году:
• 1 группа (здоров) —46 чел.
• 2 группа (прочие заболевания) — 404 чел.
• 3 группа (хронические заболевания)— 91 чел.
Здоровых детей очень мало, но мы видим тенденцию увеличения таких ребятишек.

Уровень физического развития учащихся

Выше среднего Средний Ниже среднего
2005-2006 61 396 89
2006-2007 149 363 28
2007-2008 62 467 11

Распределение по уровням физического развития в 2007 -2008 учебном году
Одной из причин снижения здоровья учащихся является их переутомление в школе. Это порождается множеством факторов, характеризующих современную школу, — чрезмерные учебные нагрузки, т.е. увеличивается интенсивность образовательного процесса, новые предметы при сокращенной учебной неделе, увеличение учебной информации, резкое сокращение двигательной активности, низкий уровень благоустройства школ, низкое качество питания школьников и т.п.
Интенсивность образовательной среды у учащихся проявляется в объеме, сложности учебных заданий, предъявляемых учащимся на уроках и дома, а также в уровне требований к качеству выполнения этих заданий.
При выяснении уровня интенсивности у учащихся оказалось, что большинство респондентов (59%) считают его оптимальным, их устраивает учебная нагрузка и требования к качеству выполнения заданий. Но если рассмотреть этот аспект с позиции старшей и средней школы, то можно заметить, что количество учащихся, недовольных нагрузкой, в старшей школе увеличивается, но незначительно (5-8 классы 32%, 9-11 классы 33%). Это, возможно, связано с введением в старших классах профильного обучения.
Нельзя забывать, что на здоровье ребенка очень сильно влияет и эмоционально-психологический климат. Содержание данного фактора представляется в степени психологического комфорта участников образовательного процесса (учителей, учеников и родителей), в особенностях их взаимоотношений, в преобладающем настроении в коллективе и т.п. Большинство респондентов считают уровень эмоционально психологического комфорта средним (учителя 54%, ученики 5-11 классов 46%). Мнение родителей по этому фактору таково: 53% респондентов считают этот уровень высоким. Они удовлетворены взаимоотношениями между педагогами и своими детьми, часто находят поддержку педагогов при решении проблем в воспитании и обучении своих детей. 35% считают этот уровень средним и 13% - низким. (приложение 1)
Необходимо отметить, что за последний год изменилось направление ребят в выборе ценностей жизни. Максимальное количество выборов у старшеклассников – 91% ребят выбрали материальную обеспеченность, но наиболее ценным учащиеся считают здоровье (приложение 3).
Учитывая основную цель политики государства в области физической культуры и спорта — оздоровление нации, формирование здорового, физически крепкого поколения, четко выделенную в Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, задача сохранения и укрепления здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы является первостепенной в образовательном процессе. Эта задача многогранна, и ее можно представить общеизвестной.

Использование педагогами здоровьесберегающих технологий

В системе РО (технологий развивающего обучения) весь процесс обучения выстраивается через совместную деятельность педагога и учащихся, что влияет в первую очередь на успешность развития ребенка. Основные характеристики технологии РО, разработанной Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, отвечают принципам здоровьесберегающей педагогики. Главным «здоровьесберегающим методом» является нормализация учебного процесса, создание «здоровьесберегающего урока». Именно они применяются в системе развивающего обучения.
Разработана и применяется образовательная программа объединения «Валеология. Уроки здоровья», рассчитанная на 4 года для учеников 1- 4 классов. Все педагоги начальной школы работают по этой программе, что составляет 16% от общего числа учителей, работающих в школе и этой технологией «пользуются» все учащиеся начальной школы, т.е. 34% от числа всех детей.
Кроме того, реализована образовательная программа «Разговор о правильном питании». В 2007 г. учащиеся начальной школы стали призерами на городском финале этой программы. В начальной школе и в группе продленного дня проводятся динамические перемены (приложение 4). Один из кабинетов малышей оборудован люстрой Чижевского. Вместе с педагогом они ведут эксперимент – как влияет наличие данного устройства в классе на состояние их здоровья.
Ежегодно организуются уроки здоровья с учащимися средней и старшей школы совместно медицинскими работниками Управления Образования. Неделю они работают с нашими детьми, предлагая их вниманию беседы о здоровье, тех процессах, которые происходят с организмом в результате взросления. Т.о. охвачены этой программой более 60% учащихся. Кроме того, чтобы детям нашей школы увеличить динамическую нагрузку, во всех классах введены в учебный план 3 часа уроков физической культуры. Организуются занятия по физкультуре, в том числе и для специальной медицинской группы.

Программа «Создание условий для сохранения здоровья учащихся школы»

Модель здорового школьника

Здоровье физическое:
- Совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.
Здоровье социальное:
- Моральное самообеспечение, адекватная оценка своего Я, самоопределение.
Здоровье психическое:
- Высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к действию.
Главное условие для успешного решения валеологической проблемы - воспитание соответствующей культуры у педагога и ученика:
- культуры физической — управление движением.
- культуры физиологической — управление процессами в теле.
- культуры психологической — управление своими ощущениями и внутренним состоянием.
- культуры интеллектуальной — управление мыслью и размышлениями.

Цель программы: Охрана и укрепление здоровья учащихся, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.

Задачи программы:
- Повышение уровня информированности учеников, их родителей и педагогов в вопросах сохранения здоровья путем использования различных форм и методов профилактической работы.
- Формирование позитивного отношения к сохранению здоровья в каждом школьнике.
- Формирование взаимоотношений с окружающим миром, обществом, самим собой.
- Создание условий для формирования психически здорового, физически развитого и социально-адаптированного человека.

Условия, позволяющие реализовать цель и задачи программы:
- Наличие и эффективное функционирование школьного спортивного зала и лыжной базы.
-Наличие медицинского, процедурного и стоматологического кабинетов.
- В прошлом году была сделана подсветка над доской в учебных кабинетах.
- Наличие кабинета для логопедических занятий.
- Разработана образовательная программа курса «Валеология».
- Применение образовательной программы «Разговор о правильном питании».
- Ежегодно организуются уроки здоровья.
- В начальной школе проводятся динамические перемены.
- Наличие спортивной игровой площадки и школьного стадиона.
- Творческий потенциал учителей, психолога и логопеда.
- Взаимное сотрудничество с Детско-Юношеской Спортивной Школой «Юность» им. Л.Егоровой.
- Внесение в учебный план школы трех часовой физической культуры, для отдельных классов.
- Проведение и анализ мониторинга физического развития учащихся.
- Наличие в штатном расписании школы ставок: медицинской сестры, психолога, фельдшера, логопеда, трех педагогов дополнительного образования.
- Проведение ремонта стоматологического кабинета и приобретение нового современного стоматологического оборудования.

Перечень традиционных оздоровительных мероприятий, проводимых в школе:
- день здоровья;
- работа секций по большому теннису, баскетболу, волейболу, хореографии, лыжным гонкам;
- массовые спортивно-оздоровительные мероприятия по всем видам спорта;
- участие во всех городских спортивно-оздоровительных мероприятиях — «Зарница», «Школа безопасности» и т.п.;
- работа «Школы здоровья» для родителей с приглашением специалистов сферы здравоохранения, из милиции, психологической службы;
- систематическое проведение мероприятий, направленных на здоровый образ жизни.
-«Дни профилактики» для учащихся с приглашением специалистов сферы здравоохранения, из милиции, психологической службы;
- индивидуальные и групповые занятия с психологом учащихся, родителей, педагогов (тренинги, беседы, социологические опросы);
- спортивные состязания между учащимися и учителями;
- спортивная игра «Мама, папа, я — спортивная семья». (см. приложение2)

Сроки реализации программы: 2007—2011 гг.

Программа действий по реализации цели и задач. Календарный план.

Мероприятие Ответственные Управленческое решение
Подготовительный этап (2007-2008 уч. год)
Нормативно правовое обеспечение:
1. Изучение всех действующих Федеральных,
региональных, муниципальных программ по проблеме «Здоровье».
2. Систематизация опыта образовательных учреждений по данной проблеме (информационный поиск).
3. Разработка локальных актов, необходимых
для функционирования программы.

Медико-психологогическое сопровождение:
1. Углубленный медицинский осмотр всех учащихся школы.
2. Разработка методических рекомендаций в помощь учителям по профилактике психоматических заболеваний обучающихся и воспитанников.
З. Анализ работы по охране здоровья детей в школе.

4. Беседы с учащимися 5—11-х классов. Цель:
выявление интересующих вопросов в сохранении и улучшении здоровья.
5. Мониторинг физического развития школьников.
Педагогическая поддержка:
1. Проведение тематических педсоветов, семинаров, круглых столов, научно-практических конференций с целью погружения в проблему.
2. Повышение профессиональной компетенции
учителей в области реализации здоровьесберегающих технологий.
3. Организация деятельности медико-психолого- педагогического совета.
4. Активизация индивидуальной работы в образовательной деятельности.
Материально-технические условия:
1. Обновление спортивного инвентаря и оборудования.
2. Ремонт стоматологического кабинета и приобретение нового современного оборудования
3. Ремонт спортивного зала

Создание банка данных
по теме
Осуществлять инспекционный контроль (административный совет,
родительский комитет)
Разработать рекомендации родителям и учителям
по работе с учащимися
Проведение обучающих
семинаров, индивидуальная работа с педагогами
Информационно- аналитическая справка и
издание приказа
Составление плана действий
Годовой план действий
Мониторинг диагностики педкадров
План работы совета
Мониторинг качества образования
Проведение итогового педагогического совета по выполнению программы за год

Организационный этап (2008-2009 уч. год)
Медпко-психолого-педагоги ческое сопровождение:
1. Проблемно-ориентированный анализ выполнения 1-го этапа реализации программы.
2. Обеспечение текущего медико-психологического наблюдения за учащимися. 3. Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп.
4. Подбор и изучение специальной литературы.
5. Обеспечение дизайн-организации учебных и рекреационных помещений.
6. Выявление детей группы риска по школьной и социальной дезадаптации.
7. Проведение тренингов для учащихся и педагогов по актуализации знаний о собственном здоровье.
8. Диспансеризация и витаминизация воспитанников.
Педагогическая поддержка:
1. Целевое повышение профессиональной компетенции педагогов.
2. Создание в учебных кабинетах благоприятной цветовой среды.
3. Внедрение в учебный процесс экологоэргономических норм труда и отдыха.
4. Оснащение индивидуальных рабочих мест учащихся и педагогов в соответствии с требованиями экологической эргономики.
5. Организация музыкальных пауз в учебном процессе.
6. Разработка и реализация программы «Социально-психологическая адаптация учащихся».
7. Разработка системы работы с детьми и родителями с учетом половой дифференциации.
8. Привлечение родителей к обсуждению проблемы охраны здоровья детей.
9. Изучение запросов родителей.
1О. Создание валеологической среды в школе (построение учебных курсов и занятий на основе валеологических принципов, валеологический анализ уроков, введение новых валеологических технологий, целесообразность режима учебных занятий и самостоятельной работы детей с сохранением высокого уровня работоспособности и т.п.).
11. Осуществление профориентации с учетом состояния здоровья и психофизических особенностей каждого ученика.
12.Выявление одаренных детей, дальнейшее продвижение их таланта и динамичное наблюдение за их здоровьем.
13.Пропаганда здорового образа жизни.
Материально-технические условия:
1. Ремонт школьной спортивной площадки
2. Совершенствование оборудования медицинского и стоматологического кабинетов.
3. Открытие кабинета релаксации (кабинета психологической разгрузки)

Практический этап (2009-2010 уч. год)
Медико-психологическое сопровождение:
1. Обеспечение текущего медико-психологического наблюдения за учащимися
2. Диагностика состояния здоровья детей всех
возрастных групп.
3. Обучение школьников приемам личной самодиагностики, саморегуляции.
4. Обучение родителей основам психологии и физиологии ребенка в целях создания комфортной среды.
5. Обучение детей и родителей алгоритмам поведения в экстремальных ситуациях.
6. Изучение санитарно-гигиенических условий обучения и питания.
7. Проведение систематического мониторинга
состояния здоровья школьников.
8. Диагностика среды жизнедеятельности ребенка, включая образовательную, психологическую, семейную среду и экологию места
жительства.
9. Разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья ученика.
Педагогическая поддержка:
1. Реализация дифференцированного подхода к обучению и воспитанию учащихся
2. Практическое применение валеологических
ЗУН учителями.
3. Организация дополнительных спортивных секций.
4. Проведение массовых спортивно-оздоровительных мероприятий.
5. Подготовка и проведение туристических походов, отработка навыков ориентирования на местности без карты, преодоление препятствий, разбивка лагеря и приготовление пищи. Накопление туристского снаряжения и оборудования.
6. Осуществление просветительской деятельности, направленной на формирование мотива здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни среди учащихся, их родителей, педагогов.
7. Включение в учебный план школы спецкурсов по оздоровлению («Экология», «Познай себя», «Экологическое творчество»).
8. Обучение школьников приемам личной самодиагностики, саморегуляции.
9. Выпуск школьной газеты

Материально-технические условия:
1. Открытие Центра грации и гармонии
Медико-психологическая служба
Учителя физвоспитания
Медико-психологическая служба
Администрация
Зам. директора по ВР
Психолог
Медико-психологическая служба
Зам. директора ВР и УВР
Инструкторы по физвоспитанию
Уроки, совещания по МО,
педсовет (круглый стол)
Проведение «тревожных учений»
Совещание педагогов
Социологические опросы родителей, учащихся
Компьютерная база данных по состоянию здоровья учащихся

Работа «Школы для родителей», выпуск листовок и газет
Обобщающий этап (2010-2011 уч. год)
1.Анализ работы по программе.
2. Подведение итогов реализации программы.
3. Составление рекомендаций по работе в данном направлении исходя из полученных данных.
4. Обобщение опыта работы Администрация
5. Выпуск научно- методической продукции

Ожидаемые результаты к концу 2011 г.:
1. Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья детей.
2. Снижение количества наиболее часто встречающихся в школьном возрасте заболеваний. Оздоровление учащихся в сравнении с исходной позицией на 60%.
3. Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья:
• Воздержание от курения табака — 90% обучающихся.
• Воздержание от пивного алкоголизма — 92% школьников.
4. Положительная динамика при переходе из третьей группы здоровья учащихся во вторую, из второй в первую группу здоровья.
5. Привлечение к массовым занятиям спортом до 90% детей от всего контингента школьников.
6. Создание благоприятного психологического климата, взаимоотношений товарищества и партнерства в среде школьников, ровесников, семьи.
7. Профилактика заболеваний обучающихся и воспитанников на ранних стадиях в ходе систематически проводимой диагностики состояния здоровья.
8. Привитие учащимся потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.
9. Повышение профессиональной компетентности педагогов и общекультурной подготовки родителей.
10. Коренное совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.
11. Сокращение пропусков уроков учащимися по болезни.
12. Повышение качества образования с 46% до 65% и выше.

С 2005 года школа включилась в опытно-экспериментальную работу по проблеме «Разработка системы непрерывного многоуровневого образования в условиях городов-наукоградов», организованную лабораторией методического кабинета Управления образования ЗАТО Северск. Школе был предложен проект, который более всего отвечал особенностям ее предшествующей экспериментальной работы: «Разработка компетентностного подхода к формированию у школьников склонностей к предпринимательству в инновационной сфере». Была разработана программа развития МУ «СОШ № 88» как Школы инновационного предпринимательства на 2005-2010 учебные годы.
В рамках этой программы рассмотрим проект, который имеет непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу:

Проект: Создание Центра «Здоровья», осуществляющего медико-психолого-валеологическую поддержку субъектов образовательной практики Школы инновационного предпринимательства и городской Школы бизнеса.
Календарный план.

2005-2006 учебный год:
1. Разработка концепции Центра медицинской и валеологической помощи
2. Разработка концепции Центра психологической помощи
3. Разработка программы спортивно-оздоровительного центра

2006-2007 учебный год:
1. Разработка Программы сохранения, реабилитации и коррекции здоровья учащихся
2. Разработка программ и методик Центра медицинской и валеологической помощи:
разработка методики валеологического контроля за учебной нагрузкой учащихся;
разработка методики контроля валеологической целесообразности организации распорядка дня;
разработка методики профилактической работы и реабилитации здоровья учащихся после болезни;
разработка методики профилактики иммунодефицита учащихся (осень, весна);
3. Разработка методики психологической поддержки учащихся.

2007-2008 учебный год:
1. Разработка Положения о Центре медико-психолого-валеологической поддержки «Здоровье».
2. Создание Центра медицинской и валеологической помощи:
отработка методики оценки состояния здоровья детей;
отработка методики диспансеризации детей с хронической патологией и частоболеющих детей;
отработка методики вакцинопрофилактики учащихся;
отработка антикариесной программы;
отработка программы профилактики йододефицита;
отработка системы просветительской работы с учащимися, учителями и родителями;
отработка режима консультирования учащихся, учителей и родителей по вопросам здоровья.

2008-2009 учебный год:
1. Разработка Положения о Центре психологической помощи
2. Создание Центра психологической помощи:
отработка методики психологического тестирования;
отработка методики коррекции психологического статуса;
отработка методик психологической разгрузки (сказкотерапия, музыкотерапия, аэротерапия);
отработка курса, ориентированного на психологическое просвещение учащихся;
отработка курса, ориентированного на психологическое просвещение родителей.

2009-2010 учебный год:
1. Разработка Положения о спортивно-оздоровительном центре
2. Создание спортивно-оздоровительного центра:
отработка системы мониторинга здоровья учащихся (карты здоровья);
отработка курса, ориентированного на физкультурное просвещение родителей

Новые пользователи

  • Дмитрий
  • Georgy
  • ledynad77
  • viily
  • wen09